пятница, 26 октября 2007 г.

О детях. Симон Соловейчик

Продолжение разговора о воспитании и любви к детям

С. Соловейчик. Из книги "Педагогика для всех"

Особенно страшно для детской души подозрение.

Я обещал не учить и не призывать, но вот случай, когда я готов крикнуть: не смейте!
Не смейте подозревать ребенка в дурном! Даже если для подозрения есть основания.

Бойкий первоклассник стянул в школьном буфете пирожные - да не одно, не два, а целый поднос. Схватил с прилавка и потащил. Разумеется, его тут же поймали и повели к директору школы на суд и расправу. Но в директорский кабинет ворвалась молодая учительница:
- Коля не брал! - закричала она. - Вы не знаете! Коля не вор! Пирожные упали, он их собрал и понес... Нельзя же с полу есть?

Когда об этом случае было рассказано в газете, то пришло несколько возмущенных писем: что же это за учительница? Она потакает воришке! Что вырастет из мальчика?

На взгляд одних, мальчик был погублен в этот день.

На взгляд других, мальчик был спасен добросердечной учительницей.

А вы как думаете, читатель?

На мой взгляд, подозрение в дурном намерении, в злом умысле, в воровстве, в предательстве так же страшно, как и сам злой умысел, воровство и предательство. Сколько детских душ погублено оттого, что на ребенка пало однажды подозрение! Какие ссоры и разлады в семьях, где растут дочери и где родители постоянно подозревают дочь невесть в чем, стоит ей лишь на полчаса позже вернуться домой!

Дети, мальчики и девочки, должны возвращаться домой вовремя: за них страшно. Но мы не должны, не имеем права подозревать их в дурном. Даже в юриспруденции, имеющей дело с преступниками, установлена презумпция невиновности: обвиняемый не виноват, пока вина его не доказана. А у нас, у воспитателей, имеющих дело не с закоренелыми рецидивистами, а с мальчиками и девочками - действительно невинными детьми, презумпции детской невиновности отчего-то нет. Дети у нас всегда под подозрением.

Насколько ребенку труднее живется, чем взрослому! Его постоянно оценивают. Он получает отметки за каждый шаг не только в школе, но и дома. Что бы он ни сделал - хорошо, хороший мальчик. Или - плохо, плохой мальчик. Мы все время гадаем: хороший, плохой, способный, неспособный? Примерьте такую жизнь на себя - да выдержим ли мы? Потому мы все и тянемся к родным, любящим, близким людям: они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть. Нельзя, чтобы жизнь ребенка превращалась в вечный экзамен, а мы, родители, были вечными экзаменаторами.

Ребенка надо принимать таким, какой он есть, обуздывая свою педагогическую страсть, свое постоянное желание переделывать его во что-то другое.

Волны воспитания - это любовные волны, они идут не по умственному каналу "понимаю - не понимаю", а по душевному каналу "принимаю - не принимаю". Понимают - умом, принимают - душой. Чувствуешь, что к тебе хорошо относятся, и любое замечание стерпишь. Не любят тебя - и слушать не хочу, всегда готов к отпору. Даже справедливое не доходит до разума, не может преодолеть фильтр защиты. Поэтому речи одного человека доходят до нас, другого - нет.

Шестилетний умный мальчик грустно говорит маме:
- Я думал, вы с папой хорошие люди, а вы нет, вы недобрые, вы меня не любите. Я у вас всегда виноватый.


За вопросом "виноват?" или "не виноват?" скрывается вопрос "люблю" или "не люблю".

Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим. Скоре всего мы боимся за него, но страх не любовь. Или мы стыдимся своего ребенка перед другими людьми, что тоже весьма не похоже на любовь. Виноват - значит, нелюбим. Любимые не виноваты!

И значит, мы перед ребенком виноваты во сто раз больше, чем он перед нами: на нас лежит тяжелый грех нелюбви к собственным детям.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Как я согласна с автором! Но в то же время, не подозревать-то как тяжело. Пока читала пост, поймала себя на мысле: сегодня ко мне должен был на урок прийти ученик-первокурсник. 10 минут от урока прошло - ученика нет. Что первым делом я думаю: "Время он хочет от урока сократить. Опять пропусить урок решил, чтобы перенести его на другое время" и т.п. Скорее всего, на самом деле оно так и есть (оказалось, что ученик стоял на остановке 30 минут, ожидая трамвая, который таки не пришел, хотя пешком до моего дома идти 10 минут.Урок мы перенесли). Но суть-то не в этом: а в том, что он, похоже, уже привык, что все, начиная от родителей, всегда, если что-то идет не так, в первую очередь думают о его плохом повидении. А психологи ведь постоянно твердят: "Как ы называешь человека, таким он и станет". А ежели мама его зовет "лентыем и сволочью" (хотя и с любовью в голосе), а приемный папа - "толстым" (тожде с любовью),то...

Unknown комментирует...

Конечно тяжело, поскольку всегда воспитание детей - это и самовоспитание также. Но если это понимаешь - как интересно, наверное, становится! В ребенке видишь себя как в чистом зеркале и духовно развиваешься вместе с ним! У меня вообще чувство сейчас, когда я начала серьезно интересоваться "детскими" вопросами, что у меня самой второе детство начинается :)